Разговор с детьми
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята!
Зовут меня Ирина Владимировна!
Мы сегодня оказались волею случая в одной лодке, поэтому, давайте
знакомиться. Назовите мне Ваши имена.
2. На днях, просматривая в сети словарь
русских синонимов, я увидела такую картину:
На 300 млн слов, употребляемых
в разговорной речи, частота употребления
слов, имеющих противоположный смысл,
различна.
Некоторые примеры записаны у
Вас на листиках. Давайте их озвучим:
оберегающий 1 360
|
жестокий 10 755
|
щадящий 1 290
|
беспощадный 2 250
|
добро 9 700
|
зло 12 090
|
человечный 260
|
бесчеловечный 370
|
доброта 2 200
|
злоба 4 500
|
гуманизм 270
|
терроризм 880
|
милосердный 1 550
|
безжалостный 3 020
|
Давайте задумаемся на миг!!!
За окном ХХI век, уносящий нас в мир нанотехнологий и генной инженерии, и
мы, стремящиеся познать далекие Миры во Вселенной, порой забываем и мире внутреннем, о ценности добрых
отношений.
И именно поэтому я очень рада тому, что сегодня, пусть всего лишь на
несколько минут, у нас появилась
возможность окунуться в
удивительный водоворот человеческих отношений, почувствовать себя
философами, одновременно приобщившись к прекрасному миру , созданному Антуаном
де Сент –Экзюпери.
Попробуем приподнять занавес, почувствовать
его атмосферу и попытаться найти ответ на вопрос: «Что же хотел пробудить в
наших душах автор, говоря словами Лиса, обращенными к Маленькому Принцу:
« Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил…»
Вопрос: Какой смысл Вы
вкладываете в слово « ПРИРУЧИТЬ» ?
По Ожегову : « Приручить – сделать ручным, послушным»
Вопрос: О ком Вы прежде всего
думаете, услышав слово «Приручить»?
( Дети,
вероятнее всего, вспомнят о своих
домашних питомцах)
Я думаю, это естественно, у меня дома
обитает целых 3 кота и одна кошка.
Наши любимцы – это удивительные. добрые, ласковые, дружелюбные существа,
способные, порой, творить чудеса, снимая боль, гоня прочь тоску и одиночество,
даря радость общения. Чувствуя заботу о
себе, они платят нам безграничной
преданностью.
НО!!!
Всегда ли мы осознаем ответственность за бездомное существо, которое из
жалости берем домой, кормим, поим, любим….. какое-то время, а затем в силу
изменившихся обстоятельств, вдруг бросаем на произвол судьбы?!
Вопрос: Сталкивались ли Вы со случаями, когда
человек «предавал» своих питомцев?
( Если ребята не приводят примеры, можно
зачитать отрывок из рассказа Леонида Николаевича Андреева « Кусака»)
Речь идет о бездомной, озлобленной собаке, поверившей и полюбившей людей, которые ее пожалели, приласкали, приютили на время
дачного сезона, а затем, без малейшего сожаления, не на минуту не задумываясь о
ее дальнейшем существовании, просто
уехали. Я прочту всего лишь окончание, послушайте:
« … Кусака долго металась по
следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась
на дачу. …Наступила ночь.
И когда уже не было
сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой,
как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя,
прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.
Собака выла – ровно,
настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что
это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло,
к яркому огню, к любящему женскому сердцу.
Собака выла…»
Мы, люди, можем понять глубину своих чувств: горя, радости, тоски,
но мы можем только догадываться о том,
ЧТО чувствуют преданные, прирученные
и безжалостно брошенные нами
питомцы…
ГОРЬКО сознавать , что человек может быть без ДУШИ…
У нас всегда есть выбор …
Вопрос: И мне хотелось бы услышать ваше мнение: Кусаке было бы легче, если бы ее не приручали, или легче в той ситуации, которая описана
автором?
Вопрос: Каковы могут быть последствия поступка людей?
( собака либо озлобится, либо погибнет от тоски )
Давайте попробуем поразмыслить над вопросом:
«Как же должен поступать человек,
осознающий ответственность за свои поступки?»
- Должен соизмерять свои желания и возможности, ведь именно человеку, в
отличие от животного, это по силам!
- Должен уметь задумываться о
последствиях своих поступков и
отвечать за них, в первую очередь, перед самим собой.
- Милосердие, доброта, забота должны быть непременно увязаны с чувством
долга и ответственности.
Вопрос: Я думаю, что Вы
согласитесь со мной в том, что слова Экзюпери можно отнести и к
сфере отношений между людьми.
Как в этом случае их можно истолковать?
Мы в ответе за тех, кого любим: за маму,
бабушку, младшего братишку , любимых и друзей, так же, как и они в ответе за
нас.
Уместными здесь будут слова :
«Поступайте с людьми так, как вы желаете, чтобы поступали с вами» (Конфуций)
«Кто полон милосердия непременно обладает мужеством» (
Конфуций)
И еще
мне очень понравились недавно встреченные слова:
«На каждом поколении лежит
ответственность, каждому поколению брошен вызов – наделить силой то поколение,
которое придет следом» Но сила человека,
прежде всего, в богатстве его внутреннего мира, в щедрости его души
умении быть милосердным.
Поэтому, давайте попытаемся
оставить сегодня напутствие Вашего поколения тем, кто придет за Вами Вы можете работать в парах или составить личное послание (свои имена можно
не указывать) буквально 2 – 3
предложения , самое главное, на Ваш взгляд.
Ваши
пожелания сейчас мы будем складывать
в эту
коробку.
Теперь, каждый из нас, по очереди
будет брать из нее послание
озвучивать его и передавать мне.
( Пока озвучиваются послания
учитель каждое из них вклеивает в книгу с названием « Наше послание потомкам»)
И в заключении, мне хотелось бы
подвести небольшой итог, так уж заведено
у нас, учителей,
Мы с вами начали со слов, обращенных к
Маленькому Принцу, поэтому и
закончим нашу встречу простыми уроками, которые дает вдумчивому
читателю Маленький Принц:
1. Цени хорошее и старайся сделать
его еще лучше
2. Умей отдавать душу и
чувствовать себя в ответе за тех, кого любишь.
3. Если ты приручишь» чужое сердце и отдашь взамен свое, то вокруг тебя
никогда не будет пустоты. И тогда ты найдешь счастье, и не за тридевять земель,
а у себя дома.